Грузовые автомобили линейки HD от южнокорейского производителя Hyundai сегодня довольно широко распространены на территории РФ. Причиной этому послужили технические характеристики автомобиля и его показатели надежности.
Небольшие габариты автомобиля, в частности, относительно узкая колесная база и малый радиус разворота, делают этот грузовик маневренным, что идеально подходит для перевозок в городских условиях. Грузовик Hyundai HD 78 выпускается в двух основных кузовных базах: стандартная (Short) и удлиненная (Long).
На рассматриваемом автомобиле устанавливается механическая коробка передач. Приводная ось задняя. Передача крутящего момента от коробки передач на ведущий мост осуществляется посредством карданной передачи. В целом карданный вал – узел относительно надежный и долговечный. Рассмотрим два самых ответственных элемента кардана, которые наиболее нагружены и чаще других подвержены выходу из строя.
Как устроен подвесной подшипник Хендай НД 78 (HD78)
Подвесной подшипник на автомобиле Hyundai HD 78 выполнен в традиционном виде. Состоит из подшипника, металлического кронштейна и резинового заполнителя. С двух сторон имеются эластичные манжеты, которые защищают внутреннюю полость подшипника от попадания влаги и прочего мусора.
Сам подшипник — радиальный, закрытого типа, что дает дополнительную защиту. Имеется пресс-масленка для закачки смазки при прохождении технического обслуживания.
Кронштейн представляет собой металлическую конструкцию, основная функция которой – закрепления подшипника на раме автомобиля. Имеет два отверстия под болтовое крепление.
Ресурс этого узла при нормальных условиях эксплуатации составляет около 50 тысяч километров пробега. Наличие или отсутствие разрушающих факторов может существенно увеличивать или уменьшать межремонтный пробег.
Если часто требует ремонта крестовина карданного вала Hyundai HD 78
Существует несколько причин досрочного выхода из строя подвесного подшипника. Рассмотрим основные:
- нарушение балансировки карданного вала, что вызывает повышенные нагрузки;
- повреждение защитной манжеты, вследствие чего происходит попадание во внутреннюю полость влаги и пыли;
- неправильная его установка со смещением оси вращения относительно карданного вала;
- несвоевременная смазка.
Существует несколько первичных признаков, при появлении которых необходимо проверить состояние подвесного подшипника:
- появление вибрации в движении;
- шелестящий или скрежещущий звук во время движения, доносящийся из-под центральной части автомобиля.
Есть несколько основных неисправностей подвесного подшипника, при которых необходим его заменить:
- износ в самом радиальном подшипнике;
- надрыв или полное расслоение демпфирующего заполнителя;
- повреждение манжет;
- трещины или критичные деформации кронштейна.
Ремонтопригодным участком подвесного подшипника является только кронштейн. Иногда отверстия под крепежные болты разбиваются или происходит обрыв крепежной части кронштейна. Если в целом подшипник исправен, то сам кронштейн имеет смысл отремонтировать.
Для замены или ремонта подвесного подшипника производится демонтаж карданного вала. Процесс демонтажа состоит из следующих операций:
- откручиваются крепежные болты фланцев со стороны коробки передач и заднего моста;
- откручиваются болты крепления подвесного подшипника;
- карданный вал снимается с автомобиля.
Для снятия самого подшипника необходимо отсоединить вилку передней части карданного вала. Она крепится торцевой гайкой. Гайка отвинчивается, и вилка снимается. После этого выпрессовывается старый подвесной подшипник. Посадочное место и шлицевое соединение вилки тщательно очищается от коррозии и смазывается. Новый подшипник запрессовывается на карданный вал. Производится сборка в обратном порядке.
Кардан HD 78: устройство и принцип работы крестовины
Крестовина предназначена для передачи крутящего момента между элементами карданной передачи, оси вращения которых находятся под углом по отношению друг к другу. Состоит крестовина из основания, выполненного из стальной отливки, игольчатых подшипников, уплотнительных манжет и штуцера для смазки.
Основание крестовины имеет 4 цилиндрических наконечника, которые тщательно отполированы и закалены. Служат они в качестве внутренних обойм игольчатых подшипников. В центре каждого наконечника крестовины имеется осевое отверстие. Все отверстия соединяются в центральной части крестовины. Пятая проточка соединяется со всеми остальными каналами и служит для подвода смазки. Смазка осуществляется через штуцер, который оснащен шариковым клапаном, служащим для предотвращения выхода смазки из полости крестовины.
Игольчатый подшипник состоит из корпуса и рабочих тел (игл). Во внутреннюю часть подшипника по всему диаметру равномерно укладываются иглы. Предварительно забивается смазка. Наружная часть подшипника контактирует с вилками карданного вала и воспринимает всю нагрузку.
Для фиксации крестовины в вилках карданного вала имеются стопорные кольца.
Замена подвесного подшипника Хендай 78
Крестовина является одним из самых высоконагруженных элементов карданной передачи. Помимо естественного износа, существует ряд факторов, которые ускоряют процесс выхода из строя крестовины:
- повреждение манжеты, что вызовет попадание внутрь игольчатых подшипников пыли и воды, а также будет являться причиной вытекания смазочного материала;
- неправильная центровка крестовины, допущенная при установке, или из-за ее смещения при разрушении стопорных колец;
- биение карданного вала;
- превышение допустимых нагрузок;
- несвоевременное техническое обслуживание.
Есть два основных признака, которые могут быть следствием выходящей из строя крестовины:
- металлический звонкий звук, который появляется в момент трогания с места, при торможении или изменении режима нагрузки.
- вибрация при движении на скорости.
При наличии этих признаков необходимо произвести диагностику. Проверка исправности крестовины включает в себя две основные операции:
- осмотр наружного состояния на наличие явных повреждений;
- проверка люфта в крестовинном узле.
При обнаружении неисправностей выполняется демонтаж карданного вала и замена крестовины. Крестовина – неремонтопригодный узел. Помимо своевременной смазки, продлить срок службы этой части карданной передачи невозможно.
После демонтажа карданного вала снимаются стопорные кольца. Подшипники крестовины поочередно выпрессовываются из вилки и снимаются с наконечников. Демонтируется непригодная крестовина. Выполняется смазка и установка новой крестовины.