Крестовина заднего кардана — одна из важных деталей, поэтому владельцы машин готовы отдать немаленькую сумму для ее регламентной замены при наличии вибрирования, биения и шума в её районе. Это приспособление восстановить нельзя, на место испорченной детали устанавливается новая крестовина. Цена её — невысокая, однако, при её замене необходимо полностью снимать кардан, а оплачивать придётся полный день на СТО. Нужно быть готовым к этому.
Структура и функции такого механизма, как крестовина заднего кардана
Коробка передач соединяется с задним или передним мостом с помощью кардана. Роль – передача мосту крутящего момента от мотора. Центром связывания механизмов является шарнир.
Его основной элемент – крестовина. Выглядит она в виде креста. На конце находятся чаши с игольчатыми подшипниками, которые отделяются от корпуса прорезиненным или пластиковым кольцом. Деталь индивидуальна для каждой машины.
Когда производится замена крестовины заднего карданного вала
Если слышится стук, шум или ощущается вибрация во время передвижения автомобиля или при переключении передач, то необходимо проверить крестовину кардана, возможно, требуется замена. Стоит отметить, что задняя крестовина портится быстрее. Она имеет большую нагрузку. Но такие признаки могут говорить не только о поломке этих деталей, поэтому, прежде чем производить замену, необходимо выполнить диагностику.
Диагностика
Машина ставится на яму либо подъёмник. Передача устанавливается в нейтральное положение. Под автомобилем происходит осмотр механизма. Внимательно нужно изучить сальники крестовин. Необходимо зафиксировать эту деталь и начать вращать кардан. При отсутствии зазора и наличии посторонних звуков во момент вращения заменяется только смазка. Возможно, саму крестовину менять не придётся. Этих деталей в механизме две. Проверять стоит каждую крестовину. Особое внимание уделяют задней детали, на неё попадает больше грязи и воды во время передвижения.
Что может быть неисправно:
- Люфт детали.
- Игольчатый подшипник износился.
- Сама деталь пришла в негодность.
- Протечка смазки.
- Повреждение уплотнительного кольца.
- Посторонние звуки во время движения.
Факторы поломок
Каждая деталь вала подвержена поломке и изнашиванию. И крестовина заднего карданного вала — не исключение. Рассмотрим основные причины поломки:
- Деталь полностью отработала себя — это естественный фактор.
- Пренебрежение плановым техническим осмотром. Поскольку детали механизма постоянно вращаются, то их необходимо смазывать, а при отсутствии планового ТО, смазочные материалы не наносятся. А это уменьшает время жизни крестовины.
- Экономия и ремонт своими руками. Данная деталь уникальна для каждого автомобиля. При необходимой замене владельцы думают, как сэкономить, и занимаются ремонтом сами, а также покупают детали дешевле. Всё это увеличивает просвет и изменяет угол передачи крутящего момента.
- Не стоит забывать и про качество дорог. Крестовина кардана всегда нагружена, подвесной подшипник снижает нагрузку, но плохая поверхность дорожного покрытия создаёт условия вибрации. Она ничем не компенсируется. Нагрузка на деталь увеличивается, вследствие чего происходит быстрый износ.
- Самое главное – качество детали. Крестовина может быть бракованной, из-за чего она также быстро изживёт себя.
Замена крестовины
Перед заменой снимается кардан. Но прежде чем разбирать, необходимо учесть ряд моментов:
- Для более лёгкого откручивания гаек их необходимо смазать ВД-40.
- Пометить зубилом фланца кардана и заднего моста для предотвращения вибрации.
- Для сохранения резьбы применяют изогнутый накидной ключ.
- При прокручивании болтов их фиксируют отвёрткой.
Начинается всё с отворачивания четырёх штифтов на механизме. Снимается крепление подвесного подшипника. Затем и кардан. Он достаётся из шлицевого соединения КПП. Этот фрагмент обматывают материей для предотвращения попадания песка.
Далее потребуются следующие инструменты: молоток, круглогубцы, широкая отвёртка и трубка соответствующего калибра. Механизм зажимается тисками. Крестовины снимаются специальными приспособлениями. После вынимаются стопорные кольца. Затем происходит выбивание чашки из проушин. Применяют молоток и проставку. Подготавливаем детали и устанавливаем крестовину.
Для этого применяются щётка с металлическим ворсинками и наждачная бумага. Поверхности внутри тоже стоит обработать и смазать, прежде чем проводить установку. Шилом или тонкой отвёрткой производится чистка колец. Крестовину отделяем от чашек и устанавливаем её между проушин. При снятии чаш стоит внимательно следить за иголками, чтобы те не рассыпались. После чего их возвращают на крестовину и топят до открытия стопорных канавок. Под конец заменяются кольца.
Установка кардана
Прежде чем проводить данную процедуру, необходимо знать следующее:
- Хорошо промазывать каждое соединение.
- Грязь не должна оказаться на движущихся деталях.
- Проверка сальников.
- Необходимо сделать так, чтобы наши метки совпали, иначе придется проводить балансировку.
Первым делом устанавливается шлицевая часть, после закрутки четырёх болтов — крепление подвесного подшипника. Болты должны быть туго затянуты.
В некоторых случаях ремонт не осуществляется. Достаточно будет произвести шприцевание. Для этого необходимы шприц больших размеров и смазка. Уделить внимание во время этого процесса стоит задней крестовине. Ведь она больше всех подвержена попаданию грязи. Некоторые крестовины имеют просветы для данной процедуры. Проводить нужно до того момента, пока смазка не начнёт вытекать.
Проверка работы
Произвести её можно по завершении установки механизма в машину. Проверяется тем же образом, что и при обнаружении люфта. Помимо этого, механизм исследуют на наличие подтёков масла и смазки. Внимательно осматривают и сальники. Помимо этого, проверяют и на дороге.
Обращают внимание на наличие или отсутствие посторонних звуков и ощущение вибрации. Стоит упомянуть, что проводить данные процедуры самостоятельно нельзя. Можно нарушить угол вращения, что приведёт к изнашиванию детали и её очередной замены. Лучше обратиться к квалифицированным специалистам, заплатить деньги и наслаждаться качественной работой мастеров.