Автомобиль Nissan Terrano первого поколения появился на рынках еще в 1985 году. В некоторых странах, например, в США, он продавался под названием Nissan Pathfinder.
Сегодня на просторах РФ можно встретить различные исполнения этого автомобиля. В штатах Nissan Terrano первые 4 года выпускался в трехдверном исполнении. Японские версии, которые также популярны в России, имеют правое расположение руля.
Автомобиль был построен на усиленной раме. Передняя подвеска торсионного типа, двухрычажная. Задняя выполнена на пружинах.
Привод автомобиля — полный, с возможностью отключения одного моста и блокировкой заднего дифференциала. Коробка передач, в основном, устанавливалась механическая, но есть версии и с автоматической КПП.
Привод на задние и передние колеса осуществляется посредством карданной передачи. Оба кардана — односекционные. Соединяются с фланцами посредством крестовин. Передний карданный вал состоит из двух частей, соединенных между собой шлицами. Задний вал — цельный, линейное перемещение осуществляется на шлицах в точке крепления к коробке передач.
Как устроена крестовина карданного вала Ниссан Террано 1
Крестовины на автомобиле Nissan Terrano первого поколения все однотипные. Конструктивно состоят из следующих элементов.
- Центральная часть. Представляет собой металлическую отливку с цилиндрическими наконечниками. Наконечники обрабатываются с повышенной точностью, полируются и подвергаются поверхностному упрочнению, как правило, закалке токами высокой частоты. Это позволяет добиться высокой поверхностной твердости, которая необходима для надежной работы подшипника. В центральной части каждого из цилиндрических наконечников выполнено осевое отверстие, которое доходит до середины крестовины. Все 4 отверстия соединяются в центре основания. Эти отверстия предназначены для доставки смазочного материала в подшипники при проведении технического обслуживания.
Чашки подшипников. Выполняются из подшипникового металла. Наружная поверхность отшлифована и имеет кольцевую проточку для установки стопорного кольца. Внутренняя поверхность обрабатывается с повышенной точностью и полируется. В одной из чашек имеется отверстие под пресс-масленку. Наружной поверхностью чашка контактирует с проушинами вилок кардана и фланцев. Внутренняя играет роль обоймы игольчатого подшипника.
- Рабочие тела подшипника (иглы). Рабочие тела в крестовинном подшипнике представляют собой ролики малого диаметра, но большой длины. Они называются иглами.
- Уплотнительные манжеты. Устанавливаются в нижней части чашек. Предназначены для защиты от попадания воды и механических загрязнителей. Также препятствуют выходу смазочного материала из рабочей полости.
- Пресс-масленка. Служит для подвода смазки во время технического обслуживания. Имеет шариковый клапан, который необходим для препятствия обратному ходу смазочного материала. Вкручивается пресс-масленка в одну из крестовин. Через нее по системе каналов смазка попадает во все внутренние полости подшипников.
- Стопорные кольца. Удерживают подшипники на своих местах. Вопреки общепринятой конструкции, которая сейчас наиболее распространена, стопорные кольца устанавливаются с тыльной стороны проушин.
Неисправная крестовина Ниссан Террано: причины
Крестовина работает в непростых условиях. С одной стороны, передача крутящего момента с постоянно изменяющимся углом. С другой – воздействие окружающей среды. Рассмотрим более детально основные факторы, которые снижают срок службы крестовины.
- Большие динамические нагрузки. Они появляются при переключении передач, резком торможении и ускорении.
- Статические нагрузки. Возникают, когда превышается максимально допустимая масса автомобиля, или происходит длительное движение со скоростью, близкой к максимальной.
- Воздействие окружающей среды. Подшипники защищены манжетами, но со временем плотность посадки снижается, и во внутреннюю полость проникают влага и прочий мусор. Также автомобиль, ввиду его предназначения, часто движется по бездорожью. Глубокие лужи и запыленные дороги дополнительно усугубляют ситуацию с поврежденными манжетами.
- Деградация и вытекание смазочного материала. Здесь нужно следить за состоянием уплотнителей и своевременно производить смазку подшипников. Если этого не делать, то после обеднения смазки до уровня ниже достаточного игольчатые подшипники за короткий срок разрушатся.
- Ошибки при монтаже. Иногда бывает так, что при установке крестовины повреждаются иглы. Это случается, когда в процессе запрессовки ролики становятся наперекос. Гидравлический пресс обычно расставляет их на места, но при этом может деформировать. Также важно изначально заложить достаточное количество смазки.
- Закупорка каналов для смазки. Это случается, если смазка производится нерегулярно. Старый смазочный материал деградирует и застывает. И при запрессовке нового шприц не может продавить пробку в канале.
Эти и другие факторы со временем приводят к нарушению работоспособности крестовины.
Рассмотрим основные неисправности:
- Появление люфтов в подшипниковых узлах. Связано это с критической выработкой. Иногда происходит полное высыпание игл.
- Заклинивания крестовинного узла в одной или двух проекциях. При этом остальные крестовины испытывают дополнительные нагрузки.
- Полное разрушение крестовины с обрывом кинематической связи. Происходит в запущенных случаях. Разрушается сама крестовина или разбиваются посадочные отверстия в вилках.
Диагностика и как ремонтируется крестовина на Террано
Выходящая из строя крестовина, как правило, дает о себе знать еще задолго до полного разрушения. Есть несколько косвенных признаков, указывающих на проблемы в крестовинном узле:
- Появление характерных металлических стуков, которые особенно заметны при начале движения, а также в моменты переключения передач и при торможении.
- Вибрация, которая может быть малозаметной.
- Скрежет и прочие металлические звуки, которые появляются в момент трогания с места.
При появлении этих признаков необходимо пройти квалифицированную диагностику. Проверка состояния крестовины состоит из следующих действий:
- Осматривается наружное состояние крестовины, уплотнителей и подшипников.
- Крестовинный узел проверяется на отсутствие люфтов.
После демонтажа кардана делаются пометки взаимного расположения его частей. Снимаются стопорные кольца, и выкручиваются пресс-масленки.
На гидравлическом прессе поочередно выдавливаются чашки подшипников. Старая крестовина демонтируется. Очищаются и, в случае необходимости, поправляются посадочные отверстия в вилках.
Новая крестовина проверяется на наличие смазки и укомплектованность иглами. Производится установка при помощи гидравлического пресса. Устанавливаются стопорные кольца. Вворачивается пресс-масленка. Производится дополнительная закачка смазки.
Карданный вал устанавливается на автомобиль. Выполняется контрольная поездка. Если обнаружено биение – вал балансируется.
По окончании работ клиенту выдается гарантия.