Трансмиссия: крестовина карданного вала Ниссан Террано 1

Автомобиль Nissan Terrano первого поколения появился на рынках еще в 1985 году. В некоторых странах, например, в США, он продавался под названием Nissan Pathfinder.

Сегодня на просторах РФ можно встретить различные исполнения этого автомобиля. В штатах Nissan Terrano первые 4 года выпускался в трехдверном исполнении. Японские версии, которые также популярны в России, имеют правое расположение руля.Ниссан Террано 1

Автомобиль был построен на усиленной раме. Передняя подвеска торсионного типа, двухрычажная. Задняя выполнена на пружинах.

Привод автомобиля — полный, с возможностью отключения одного моста и блокировкой заднего дифференциала. Коробка передач, в основном, устанавливалась механическая, но есть версии и с автоматической КПП.

Привод на задние и передние колеса осуществляется посредством карданной передачи. Оба кардана — односекционные. Соединяются с фланцами посредством крестовин. Передний карданный вал состоит из двух частей, соединенных между собой шлицами. Задний вал — цельный, линейное перемещение осуществляется на шлицах в точке крепления к коробке передач.

Важно! Основным элементом, который подвержен износу на карданных валах автомобиля Nissan Terrano, является крестовинный узел.

Как устроена крестовина карданного вала Ниссан Террано 1

Крестовины на автомобиле Nissan Terrano первого поколения все однотипные. Конструктивно состоят из следующих элементов.

  1. Центральная часть. Представляет собой металлическую отливку с цилиндрическими наконечниками. Наконечники обрабатываются с повышенной точностью, полируются и подвергаются поверхностному упрочнению, как правило, закалке токами высокой частоты. Это позволяет добиться высокой поверхностной твердости, которая необходима для надежной работы подшипника. В центральной части каждого из цилиндрических наконечников выполнено осевое отверстие, которое доходит до середины крестовины. Все 4 отверстия соединяются в центре основания. Эти отверстия предназначены для доставки смазочного материала в подшипники при проведении технического обслуживания.
  2. КрестовинаЧашки подшипников. Выполняются из подшипникового металла. Наружная поверхность отшлифована и имеет кольцевую проточку для установки стопорного кольца. Внутренняя поверхность обрабатывается с повышенной точностью и полируется. В одной из чашек имеется отверстие под пресс-масленку. Наружной поверхностью чашка контактирует с проушинами вилок кардана и фланцев. Внутренняя играет роль обоймы игольчатого подшипника.
  3. Рабочие тела подшипника (иглы). Рабочие тела в крестовинном подшипнике представляют собой ролики малого диаметра, но большой длины. Они называются иглами.
  4. Уплотнительные манжеты. Устанавливаются в нижней части чашек. Предназначены для защиты от попадания воды и механических загрязнителей. Также препятствуют выходу смазочного материала из рабочей полости.
  5. Пресс-масленка. Служит для подвода смазки во время технического обслуживания. Имеет шариковый клапан, который необходим для препятствия обратному ходу смазочного материала. Вкручивается пресс-масленка в одну из крестовин. Через нее по системе каналов смазка попадает во все внутренние полости подшипников.
  6. Стопорные кольца. Удерживают подшипники на своих местах. Вопреки общепринятой конструкции, которая сейчас наиболее распространена, стопорные кольца устанавливаются с тыльной стороны проушин.
Важно! Крестовина предназначена для передачи крутящего момента при изменении угла относительного расположения между карданным валом и осью вращения фланца.

Неисправная крестовина Ниссан Террано: причины

Крестовина работает в непростых условиях. С одной стороны, передача крутящего момента с постоянно изменяющимся углом. С другой – воздействие окружающей среды. Рассмотрим более детально основные факторы, которые снижают срок службы крестовины.

  1. Большие динамические нагрузки. Они появляются при переключении передач, резком торможении и ускорении.
  2. Статические нагрузки. Возникают, когда превышается максимально допустимая масса автомобиля, или происходит длительное движение со скоростью, близкой к максимальной.
  3. Воздействие окружающей среды. Подшипники защищены манжетами, но со временем плотность посадки снижается, и во внутреннюю полость проникают влага и прочий мусор. Также автомобиль, ввиду его предназначения, часто движется по бездорожью. Глубокие лужи и запыленные дороги дополнительно усугубляют ситуацию с поврежденными манжетами.Изношенная крестовина
  4. Деградация и вытекание смазочного материала. Здесь нужно следить за состоянием уплотнителей и своевременно производить смазку подшипников. Если этого не делать, то после обеднения смазки до уровня ниже достаточного игольчатые подшипники за короткий срок разрушатся.
  5. Ошибки при монтаже. Иногда бывает так, что при установке крестовины повреждаются иглы. Это случается, когда в процессе запрессовки ролики становятся наперекос. Гидравлический пресс обычно расставляет их на места, но при этом может деформировать. Также важно изначально заложить достаточное количество смазки.
  6. Закупорка каналов для смазки. Это случается, если смазка производится нерегулярно. Старый смазочный материал деградирует и застывает. И при запрессовке нового шприц не может продавить пробку в канале.

Эти и другие факторы со временем приводят к нарушению работоспособности крестовины.

Рассмотрим основные неисправности:

  1. Появление люфтов в подшипниковых узлах. Связано это с критической выработкой. Иногда происходит полное высыпание игл.
  2. Заклинивания крестовинного узла в одной или двух проекциях. При этом остальные крестовины испытывают дополнительные нагрузки.
  3. Полное разрушение крестовины с обрывом кинематической связи. Происходит в запущенных случаях. Разрушается сама крестовина или разбиваются посадочные отверстия в вилках.
Важно! Крестовинный узел должен своевременно обслуживаться, так как поломка в карданной передаче полностью выводит из строя автомобиль.

Диагностика и как ремонтируется крестовина на Террано

Выходящая из строя крестовина, как правило, дает о себе знать еще задолго до полного разрушения. Есть несколько косвенных признаков, указывающих на проблемы в крестовинном узле:

  1. Появление характерных металлических стуков, которые особенно заметны при начале движения, а также в моменты переключения передач и при торможении.Замена крестовины
  2. Вибрация, которая может быть малозаметной.
  3. Скрежет и прочие металлические звуки, которые появляются в момент трогания с места.

При появлении этих признаков необходимо пройти квалифицированную диагностику. Проверка состояния крестовины состоит из следующих действий:

  1. Осматривается наружное состояние крестовины, уплотнителей и подшипников.
  2. Крестовинный узел проверяется на отсутствие люфтов.
Важно! Если диагностика показала наличие неисправностей – производится демонтаж карданного вала. Передний и задний карданный вал снимается одинаково: откручиваются крепления к фланцу коробки передач и редуктору.

После демонтажа кардана делаются пометки взаимного расположения его частей. Снимаются стопорные кольца, и выкручиваются пресс-масленки.

На гидравлическом прессе поочередно выдавливаются чашки подшипников. Старая крестовина демонтируется. Очищаются и, в случае необходимости, поправляются посадочные отверстия в вилках.

Новая крестовина проверяется на наличие смазки и укомплектованность иглами. Производится установка при помощи гидравлического пресса. Устанавливаются стопорные кольца. Вворачивается пресс-масленка. Производится дополнительная закачка смазки.

Карданный вал устанавливается на автомобиль. Выполняется контрольная поездка. Если обнаружено биение – вал балансируется.

По окончании работ клиенту выдается гарантия.