Mazda MPV – представитель семейства минивэнов от японского производителя Мазда. Аббревиатура MPV расшифровывается как Multipurpose Passenger Vehicle – многофункциональный автомобиль, действительно, так оно и есть. Неоднократно возникали споры об изготовлении модели. Всего было три вариации: только для японского рынка, американского и европейского. В первом случае машина — полноприводная, с возможностью блокировки межосевого дифференциала, во втором – переднеприводная, в третьем – заднеприводная.
Разнообразие вариаций поясняется особенностями потребления на рынках разных стран. Минивэн изготавливался с 1989 по 2005 годы в вариации пятидверного с передним расположением мотора и колёсной формулой 4×2 (для Европы). Линейка силовых агрегатов скромная: бензиновых — два, с объёмами 2 и 2,5 литра и трёхлитровый дизельный.
Слабых мест в автомобиле немного, перечень — стандартный, как для большинства марок данного класса: прихотливость топливной системы, неадаптированная ходовая часть к лёгкому бездорожью, преждевременный выход из строя крестовины кардана.
Комплексная диагностика и ремонт карданного вала Мазда МПВ
Подготовительный этап: мастер заблаговременно проверяет наличие новых крестовин, набора инструментов, смазывающего вещества, специальных съёмников для выпрессовывания пальцев крестовины.
Так как основной узел расположен под днищем автомобиля, мастер изначально поднимает техническое средство подъёмником для обеспечения доступа к кардану:
- Начинает демонтаж со стороны заднего редуктора, отвинчивая четыре крепёжных болта. Для удобства лучше использовать набор из ключей с торцевыми головками.
- С противоположной части кардана проводится аналогичная процедура. При этом демонтаж не окончен, так как посередине имеется муфта с подвесным подшипником. Её нужно снять, предварительно открутив два болта, крепящих её к кузовной части автомобиля. Демонтаж окончен, деталь в сборе изымается из-под автомобиля.
Посередине кардана имеется подвижное шлицевое соединение, призванное изменять длину вала при наезде на неровности. Это очень удобно и практично, так как при этом не деформируется тело кардана. Немного странно, что такая конструкция установлена на минивэн.
Последующие действия мастера будут целиком зависеть от результатов проведения диагностики и места дислокации неисправности.
- Вариант № 1 – полная замена карданного вала. Для этого достаточно проведённых мастером действий. На место прежнего заднего карданного вала привинчивается новый. Перед этим желательно провести его балансировку на специальном стенде, несмотря на то, что деталь новая.
- Вариант № 2 – частичный ремонт, в ходе которого замене подлежат только две крестовины, проводится профилактика шлицевого механизма, редуктора заднего моста.
После полного демонтажа карданного вала со штатного места мастер фиксирует деталь в специальных тисках для проведения полного разбора с последующей заменой.
- С помощью специального съёмника выпрессовывает каждый палец крестовины заднего кардана.
- В передней части проводит аналогичную процедуру.
- Параллельно проводит дефектоскопию смежных деталей и агрегатов. При выявлении неисправностей информирует владельца для принятия решения о последующих действиях.
- Проводит очистку проушин от остатков смазывающего вещества, протирает ветошью, наносит лёгкий слой смазывающего вещества. В качестве основы допускается применение смазки отечественного, зарубежного производства с добавлением графита.
- С помощью съёмника запрессовывает пальцы новых крестовин, устанавливает стопорные кольца, проверяет качество их посадки на штатное место.
- Проводит окончательную сборку детали, балансирует карданный вал на специальном стенде.
Установка проводится в обратном порядке. По завершению тестируется система на работоспособность путём прогона автомобиля на разных скоростных режимах. Если вибрации не устранены, то необходимо провести диагностику моста и редуктора. Возможно, причина кроется в осевом валу и подшипнике из-за длительного срока эксплуатации и износа.
Кардан Мазда МПВ: признаки неисправности
- В области установки крестовин видны потёки маслянистого характера, свидетельствующие о нарушении герметичности конструкции.
- Во время движения на разных скоростных режимах, преимущественно средних и высоких, слышны отчётливый гул, вибрации, биение под днищем авто.
- При включении первой передачи и старта автомобиля присутствуют металлический звон, стук, скрип в области расположения коробки передач.
Диагностика карданного вала
Диагностические работы по карданному валу проводятся исключительно под днищем автомобиля с использованием подъёмного механизма. Изначально мастер проворачивает из стороны в сторону вал, тем самым определяет наличие или отсутствие люфта в крестовине. Далее осматривает редуктор заднего моста, выявляя течь уплотнительного сальника. В передней части коробки передач проверяется шлицевое соединение, степень износа зубьев.
На этом визуальная часть диагностики окончена. Далее или мастеру этого достаточно для устранения неполадки, или он приступает к полному демонтажу карданного вала.
Рекомендации по обслуживанию
- Своевременно проводить техническое обслуживание автомобиля.
- Устанавливать только качественные и оригинальные запасные части.
- При проведении ремонтных работ всегда пользоваться услугами квалифицированных мастеров.
- Эксплуатировать техническое средство строго по назначению, не превышать скоростной режим и максимально допустимую массу нагрузки.
- Смазывать крестовины через диагностическое отверстие в тавотницах. Это можно делать самостоятельно без конкретного временного промежутка. Минимум, один раз в месяц-полтора. Предпочтение отдавать лучше графитовой смазке иностранного производства.