Автомобили с пробегом преподносят неожиданности на каждом шагу в силу изношенности деталей и агрегатов. В зависимости от марки и модели время «х» наступает после пробега в 100 000 км. Среди частых поломок можно выделить следующие: топливная система, ходовая часть, трансмиссия. Применительно к полно- и заднеприводному типу нужно добавить карданный вал.
Первый признак неисправности – периодический гул на разных скоростных режимах. Он не будет носить систематический характер. В этом заключается главная особенность. Иногда гул сопровождается вибрацией. На первый взгляд, поломка не критическая, но несвоевременное реагирование заканчивается аварийной ситуацией на дороге. В целях оказания методической помощи в статье ниже рассмотрим основные поломки, неисправности, способы устранения на примере универсального заднеприводного автомобиля, независимо от марки и модели.
Карданный вал, или в народе — просто кардан, представляет собой полостную металлическую конструкцию с тонкой стенкой. Одна сторона цилиндрической формы и имеет крепёжное соединение в виде крестовины, вторая – шлицевое. Главная задача – передача момента вращения от коробки передач или раздаточной коробки к колёсам. В зависимости от типа транспортного средства устанавливается один, два, три карданных вала.
Важно! При наличии удлинённой базы автомобиля не разрешается установка одного кардана в целях безопасности и увеличения длительности эксплуатации.
Передача вращательного момента происходит по следующему принципу: коробка передач получает момент вращения от двигателя, передавая движение через шестерни на шлицевую часть карданного вала. Последний, вращаясь, приводит в движение противоположную часть возле дифференциала, которая соединена посредством крестовины.
В каких случаях проводят ремонт крестовины кардана
- В процессе управления транспортным средством на определённых скоростных режимах слышен шум, гул, вибрация, исходящая из-под днища авто в области расположения кардана.
- При старте с первой передачи слышно отчётливое клацанье под днищем автомобиля.
- На скорости от 60 до 80 км/час появление стороннего звука, нехарактерного для технического средства.
- Наступил период очередного планового осмотра в сервисном центре.
- Длительная эксплуатация без промежуточного ремонта или профилактики.
- Повреждение цилиндрической формы изделия.
Как происходит выпрессовка крестовины кардана
Процедура ремонта карданного вала сводится к замене крестовины, включающей в себя демонтаж и выпрессовку. Но без наличия опыта провести ремонт крайне трудно. Перед началом работ следует подготовительный этап:
- набор автомобильных инструментов;
- дополнительное освещение;
- новая крестовина, маркировка которой с точностью совпадает с каталожным индексом прежней;
- ветошь;
- молоток.
Алгоритм демонтажа выглядит так:
- автомобиль поднимается подъёмником на высоту, так как основной узел находится под днищем технического средства;
- мастер оценивает конструкцию автомобиля, степень сложности, количество карданных валов, подвесных подшипников, только после этого приступает к демонтажу;
- в соответствии с общепринятым регламентом, начинать отдавать крепёжные соединения следует с тыльной части – дифференциала. Для удобства используются рожковые и накидные ключи, в некоторых случаях — торцевые;
- когда тыльная часть будет отдана, мастер прихватывает крепёж только на один болт, чтобы конструкция не упала;
- переходит к фронтальной части – шлицевому соединению. Здесь всё намного проще: достаточно «стянуть», в прямом смысле слова, переднюю часть кардана – и готово.
На этом процедура полного демонтажа карданного вала окончена. Далее мастер фиксирует цилиндр в стационарных тисках для выпрессовки крестовины. Для этих целей следует использовать специальный съёмник. Но на практике мало кто его использует, так как не практично. Проще взять металлическую проставку или головку с набора соответствующего диаметра и начать выбивать каждую ветку крестовины до полного её освобождения с посадочного места.
После полного разбора мастер проводит комплексную дефектоскопию, оценивает общее состояние деталей, наличие повреждений, износа, препятствующего дальнейшей установке. Такие механизмы тотчас откладываются в сторону, проводится замена новыми.
Процедура запрессовки и обратной сборки происходит так: мастер поочерёдно устанавливает каждую ветку (палец) крестовины, путём проведения вбиванием молотка и головки от набора ключей. Но лучше всего использовать съёмник. Именно в случае с установкой он принесёт больше пользы, чем при демонтаже.
Установка проводится в обратной последовательности: изначально — шлицевая часть, после — дифференциальная.
На некоторых СТО практикуется проведение замены крестовины без полного демонтажа карданного вала. Данная позиция не совсем правильная, так как конструкция большинства автомобилей с задним типом привода не позволяет полноценно провести ремонт при установленном карданном вале. Хотя такая практика существует.
У полноприводных автомобилей по умолчанию установлено не менее двух-трёх карданных валов, среди которых один — для соединения между собой ведущих мостов.
Крестовина вала: покупка и длительность срока эксплуатации
Приобрести запасную часть можно на авторынке, в автомагазине или заказать доставку посредством сети интернет. Существует и более дешёвый вариант – покупка с последующей установкой в сервисном центре. Большинство автовладельцев отдают предпочтение именно этому виду, так как всегда в наличии широкий ассортимент продукции, качественная консультация, оперативная установка на штатное место при необходимости. Помимо всего прочего, мастера предоставляют гарантию качества и послегарантийное обслуживание.
Не следует забывать о качестве и оригинальности продукции. Экономия денежных средств на обслуживании автомобиля никогда не давала положительный результат. Создалась некая практика выхаживания крестовин карданного вала: отечественные авто с трудом пересекают отметку в 60-70 тыс. км, в то время как зарубежные имеют показатель от 100 000 км и более.