Балансировка карданного вала – обязательная заключительная часть ремонта этого механизма любой сложности. Произведена ли была в его процессе замена тех или иных комплектующих или нет – после сборки карданный вал помещается на балансировочный стенд.
Причины разбалансировки карданного вала
Кардан баланс может потребовать по разным причинам. Собственно, большая часть поломок механизма так или иначе связана с его разбалансировкой:
- износ деталей карданного вала. Проявляется эта неисправность появлением стука в области соединения изношенных деталей (крестовины, подшипника, элементов крепления или соединения с ведущей осью и коробкой переключения передач). Изношенные детали не только меняют свою геометрию, но и образуют люфт, дающий возможность дисбалансу комплектующих кардана проявиться в полной мере;
- механическое повреждение. При сильном ударе по той или ной части вала последний гнется, несмотря на всю свою прочность. А любое изменение геометрии детали автоматически влечет за собой нарушение ее центровки;
- при механическом повреждении крестовины нарушение центровки становится особенно заметным, ведь происходит это на двух деталях сразу, к тому же сама передача вращательного момента от одной детали к другой становится затрудненной. Иногда карданную передачу может вообще заклинить;
- то же самое происходит и при попадании в передачу постороннего предмета. Если он находится в крестовине и не стал причиной ее разрушения, то вилку так или иначе погнет.
Балансировка может потребоваться и в результате некорректной сборки после ремонта, если при этом было нарушено изначальное заводское расположение деталей друг относительно друга. Справедливости ради заметим, что такое может произойти только тогда, если за ремонт карданного механизма берется новичок. Опытные мастера знают: перед тем как приступить к разборке карданного вала, необходимо поставить метки на его компоненты, чтобы при сборке совместить их соответствующим образом.
Какова точность балансировки кардана
Высокая точность балансировки карданному валу не требуется – диаметр его относительно небольшой, да и скорость вращения невелика. По крайней мере, по сравнению с ротором турбины двигателя, скорость которого может достигать двух тысяч об./мин. Если точность балансировки турбины составляет десятые доли грамма, то в случае с карданом она раз в десять ниже. Даже колеса балансируются более скрупулезно. Зависимость здесь прямая: чем выше линейная скорость поверхности детали, тем большая точность балансировки ей требуется.
Тем не менее, для карданных валов существуют специальные стенды, на которых и осуществляется их центровка.
Показания к балансировке
Прежде чем озаботиться балансировкой кардана, необходимо удостовериться, что вибрация при движении автомобиля исходит именно от него. Для этого перво-наперво определите, на каких оборотах двигателя эта вибрация появляется. Если она возникает на одних и тех же оборотах, но на различных передачах, то, скорее всего, ее причина кроется в коробке передач или каком-либо из механизмов двигателя. А вот если вибрация проявляется на одной и той же скорости, и с ее увеличением усиливается, то, действительно, необходимо проверить сбалансированность карданного механизма.
Балансировка кардана в условиях СТО
Сам процесс балансировки карданного вала осуществляется следующим образом. Кардан снимается с автомобиля и в собранном виде помещается на балансировочный стенд, где постепенно раскручивается. При выявлении дисбаланса мастер осуществляет его обточку. При возрастании скорости вращения вала увеличивается и степень точности его балансировки.
До недавнего времени центровка карданных валов осуществлялась в автосервисах по-другому. На вал при помощи сварки крепились пластины-балансиры, масса которых соответствовала рабочей нагрузке на кардан. Посредством этих пластин и определялся центр тяжести карданного вала.
У этого метода есть два существенных недостатка: во-первых, его точность не столь высока, как того хотелось бы, а во-вторых, после этой процедуры наваренные балансиры приходится срезать, что далеко не лучшим образом сказывается и на состоянии вала, и на точности его центровки.
Самостоятельная балансировка способна решить проблему лишь отчасти. При этом следует понимать, что недостаточно качественно произведенная центровка вала рано или поздно станет причиной необходимости более серьезного и дорогого ремонта. Поэтому лучше решить проблему за один раз, не дожидаясь, когда плохо отцентрованный кардан вновь начнет бить, разрушая при этом подвеску автомобиля.