Карданная передача автомобилей, имеющих привод на задние колеса, является важнейшей частью для передачи вращения от двигателя к заднему мосту. Это справедливо для любой техники, имеющей задний или полный привод.
Карданная передача устанавливается на легковые, грузовые автомобили и сельхозтехнику и состоит из:
- кардана, конструктивно выполненного в виде полой трубы. Она должна быть обязательно сбалансирована;
- скользящей муфты, позволяющей скомпенсировать продольное перемещение;
- вилки с крестовиной, образующей карданный шарнир.
Крестовины для карданов: карданный шарнир
Шарнир обеспечивает гибкое соединение кардана с ведущим мостом транспортного средства, который служит для передачи вращения от одного вала к другому при постоянно меняющемся положении в пространстве. Ведущим элементом шарнира служит крестовина.
Она представляет собой главный узел карданной передачи. Он является основным при передаче крутящего момента от коробки передач к ведущему мосту, на который воздействуют не только усилия по передаче вращения, но и внешние факторы: песок, грязь, вода, химические реагенты и т.п. Также она способна к гашению деформации, возникающей в кардане.
Устройство крестовины
Он состоит из:
- собственно, крестовины;
- уплотнительных колец;
- сальников;
- игольчатых подшипников;
- крышек подшипников;
- стопорных колец.
Для смазывания подшипников применяется тавотница.
Правильный подбор крестовины карданного вала
Владелец транспортного средства должен знать, по каким параметрам следует подбирать новую крестовину. Самое простое решение – по децимальному номеру.
Но, на практике, часто не бывает необходимой запчасти, или номер соответствует, а размеры не те. Поэтому специалисты автосервиса в первую очередь подбирают диаметр чашки.
Также обращают внимание на крепление. Оно может быть:
- кернение или развальцовка;
- внутреннее крепление с помощью стопорных колец;
- крепление внешними кольцами.
Если нужного размера крестовины нет, то можно взять меньшую по длине.
Они имеют стандартные величину и вес. А это уменьшает вероятность дисбаланса.
При подборе обращают внимание на качество изготовления детали. Она не должна иметь следы грубой обработки, литье должно быть симметричным.
Стаканы не должны иметь заусенцы. Если деталь вызывает подозрение, лучше отказаться от приобретения. Аналогичным образом происходит подбор и для других технических средств, имеющих карданную передачу.
Симптомы неисправности
Сложные условия эксплуатации, а также естественный износ приводят к неисправностям крестовины. Их можно определить по следующим признакам:
- шум и скрежет;
- металлический звук при переключении скоростей или начале движения;
- стук при движении по бездорожью;
- возникновение вибрации на определенных скоростях;
- периодически возникающий свист.
Все эти звуки происходят под днищем автомобиля в районе соединения кардана с задним мостом.
Как только появляются первые признаки неисправности, необходимо сразу предоставит автомобиль в автосервис для проведения диагностики отказавшего узла.
Причины неисправности
Неисправная крестовина может привести к выходу из строя других частей или стать причиной аварийной ситуации. Поэтому не следует тянуть с ее заменой. Основными неисправностями являются:
- ослабление крепления карданного шарнира;
- выработка или разрушение игольчатых подшипников.
Ослабленные соединения подтягивают, а крестовина восстановлению не подлежит, ее заменяют новой.
Факторы, влияющие на повреждение
На выход из строя игольчатых подшипников оказывает действие:
- применение смазки, не предназначенной для этого механизма;
- высыхание или отсутствие смазки. Нерегулярно или вообще не проводились профилактические работы;
- разрушение сальников и уплотнительных колец. В результате происходит попадание песка и грязи в подшипник.
Крестовина работает в крайне неблагоприятных условиях, от чего и зависит ее износ.
Наиболее эффективна работа шарнира при взаимном расположении угла валов от нуля до десяти градусов. Если угол превышает десять градусов, то на него резко повышается нагрузка и уменьшается передаваемое усилие.
Рекомендации, позволяющие продлить срок эксплуатации
Для предотвращения нежелательных последствий необходимо с большой осторожностью ездить по бездорожью. При преодолении препятствий следует двигаться без резких ускорений и не допускать соприкосновения грунта с днищем машины.
После каждой поездки по пересеченной местности или каждых десяти тысяч километров пробега рекомендуется проверять наличие люфтов. Обязательно через тавотницу смазывать игольчатые подшипники.
При регулярном проведении технического обслуживания карданный шарнир прослужит длительное время без замены.