Все вращающиеся детали и механизмы должны быть сбалансированы – в противном случае их вращение будет неравномерным. В автомобиле таких элементов достаточно много: начиная с колес, продолжая ротором турбины и заканчивая карданным валом.
Причем, чем выше скорость вращения детали, тем более точная балансировка ей требуется. Так, например, точность балансировки колес измеряется в граммах (причем, для легковых автомобилей она выше, нежели для более тихоходных грузовых); для ротора турбин – десятыми долями грамма.
Точная балансировка карданного вала
А с какой же точностью осуществляется балансировка карданного вала, и как вообще осуществляется этот процесс? Давайте разберемся.
Начнем с того, что скорость вращения карданного вала, если измерять ее в оборотах в минуту, равна скорости вращения колес. Но, учитывая разницу диаметров этих элементов, можно сказать, что дисбаланс кардана проявляется не так заметно, поэтому и столь высокой точности балансировки он не требует. Однако любой, даже самый незначительный дисбаланс ведет к появлению вибрации, которая, даже не заметная водителю, постепенно разрушает не только саму эту деталь, но и всю трансмиссию автомобиля.
Когда проводится балансировка карданов
Балансировка этого элемента производится в следующих случаях:
- выявление производственного дефекта этой детали в процессе эксплуатации автомобиля. Это происходит не часто, однако, от пусть даже небольшого количества брака не застрахован ни один производитель. Так, например, в компании БМВ официально заложенная доля брака составляет 0,5%, на ВАЗе эта цифра вдвое больше;
- при замене карданного вала, вызванной его поломкой;
- нарушение технологических зазоров между комплектующими кардана в процессе его сборки и установки на автомобиль (балансировка сперва осуществляется на стенде, после чего элемент разбирается, и балансировка производится на машине);
- если установка карданного вала была осуществлена не в соответствии с технологическими требованиями, может быть нарушена его центровка. В этом случае кардан снимается и вновь отправляется на балансировочный стенд, после чего повторно устанавливается на машину;
- наиболее частая причина того, что кардан начинает бить, — это его механическое повреждение на дороге. Находясь под днищем автомобиля, кардан запросто может получить удар отлетевшим из-под колеса камнем, вследствие чего его центровка нарушается;
- теоретически, нарушение сбалансированности этой детали может стать следствием коррозии, изменившей геометрию какой-либо составляющей кардана, либо даже банальное загрязнение. Однако в этом случае дисбаланс будет не столь большим, чтобы заметно влиять на качество работы этого механизма.
Признаки того, что требуется балансировка карданов
Степень же дисбаланса и, главное, его причину способна показать только диагностика этого элемента. Если нарушение центровки достаточно велико и вызвано оно механическим повреждением либо серьезным износом какой-либо из комплектующих карданного вала, та подлежит замене. И только после этого обновленный механизм отправляется на балансировочный стенд – сперва каждая деталь по отдельности, а затем и весь механизм в сборе.
Как осуществляется балансировка кардана на машине
Параллельно с балансировкой кардана мастер визуально осматривает все его комплектующие, дабы определить степень износа каждой детали и возможность дальнейшего их использования. Самая распространенная неисправность, которая может быть при этом выявлена, — это износ (истончение) шлицов. Дальнейшее использование таких деталей чревато весьма серьезными поломками, поэтому их лучше заменить во избежание больших проблем.
На многочисленных видео о балансировке карданов видно, что в процессе этой операции на установленный на стенд кардан «навешивают» дополнительные детали. Это так называемые балансировочные пластины, с помощью которых карданный вал подвергается давлению, имитирующему рабочие условия агрегата. Сам же стенд во многом напоминает токарный станок: в процессе раскручивания закрепленной на нем детали выявляется ее дисбаланс (если тот имеется), так что мастеру остается избавиться от него, сточив специальным резцом с поверхности вала тонкий слой металла.
Не забывайте, что недостаточно отцентрованный кардан будет причиной не только появления вибрации в ходовой части автомобиля в процессе его движения, но и приведет к ускоренному износу всей трансмиссии.
Видео балансировки карданов, что бы решить, где отбалансировать кардан
Если поломка карданного вала застала вас вдали от города, и возможности качественно отцентровать его нет, можно произвести его временную балансировку при помощи установки на него противовесов. Но, во-первых, такая балансировка будет весьма приблизительной, а во-вторых, вскоре нарушится и она. Так что при первой же возможности все равно посетите автосервис, где специалисты произведут ремонт ходовой вашей машины качественно и надолго.