Автоконцерн Scania – один из крупных европейских производителей грузовых автомобилей, автобусов и седельных тягачей. Штаб фирмы находится в Швеции. Однако филиалы открыты во многих странах мира, в том числе и в России.
С 2002 по 2010 годы российский филиал Scania занимался производством автобусов. Но спрос не оправдал ожидания, и в 2010 году завод был перепрофилирован под выпуск грузовиков.
Передача крутящего момента от коробки передач на ведущие мосты в большинстве случаев осуществляется при помощи карданной передачи.
Устройство и ремонт карданов Скания
Модельный ряд транспортных средств Scania представлен широким спектром грузовых автомобилей, седельных тягачей и автобусов. Поэтому конструкция трансмиссии для каждого случая разная.
Кардан может быть цельным или составным, иметь промежуточную опору или обходиться без нее, отличаться по длине, массе и диаметру труб.
Рассмотрим основные конструктивные элементы и узлы карданной передачи:
- Карданный вал. Представляет собой трубчатую деталь, которая изготавливается с повышенными требованиями к сопротивлению скручивающим нагрузкам. Передает вращательное движение от коробки передач к ведущему мосту. На концах имеет так называемые вилки, которые предназначены для закрепления крестовины.
- Крестовина. Состоит из цельнометаллического основания, которое имеет четыре наконечника цилиндрической формы, обработанных с повышенной точностью и имеющих поверхностную закалку. Наконечники располагаются в одной плоскости и смещены относительно друг друга на 90°. В центре каждого наконечника выполнены осевые проточки, которые сходятся в центре основания. К ним подведен еще один канал с резьбой, в которую вкручивается штуцер. Через него в подшипники при проведении технического обслуживания закачивается смазка. Подшипники крестовины состоят из цилиндрического корпуса с уложенными внутрь игольчатыми телами качения. Между нижней кромкой крышки подшипника и корпусом крестовины устанавливается манжета, которая предотвращает попадание внутрь подшипника воды и удерживает смазочный материал.
- Подвесной подшипник. Служит промежуточной опорой при большом расстоянии между КПП и мостом, или если кардан выполнен из нескольких сегментов. Состоит из корпуса, имеющего отверстия для крепления к раме автомобиля, и радиального подшипника качения закрытого типа, во внутреннюю обойму которого вставляется кардан. Пространство между корпусом и подшипником заполняется резиной, которая предназначена для гашения колебаний.
- Шлицевое соединение. Карданный вал, помимо изменения его положения относительно коробки передач, также подвержен изменению длины из-за работы задней подвески. Чтобы компенсировать эти изменения длины без разрушения, применяется шлицевое соединение.
- Эластичная муфта. Устанавливается между первым крестовинным узлом и коробкой передач. Служит для гашения избыточного импульса в момент трогания с места и при переключении передач, а также для предохранения от разрушения трансмиссии в случае аварийной ситуации.
На карданных валах часто можно заметить небольшие металлические пластины или бобышки, которые крепятся сваркой или при помощи клея. Эти элементы служат для балансировки кардана.
Ремонт кардана, т.к. неисправен подвесной подшипник Скания
Существует несколько основных причин, которые оказывают разрушающее воздействие на карданную передачу:
- Вибрации из-за нарушения балансировки. Одна из самых распространенных причин разрушения. Повышенная вибрация воздействует на все элементы. Разбиваются подшипники крестовины, выедаются шлицы в подвижном соединении, разрушается подвесной подшипник и его демпферная прослойка. Появление вибрации карданного вала часто сопряжено с его механической деформацией или выходом из строя его функциональных элементов.
- Агрессивное воздействие окружающей среды. Влага, соли и скачки температуры постепенно разрушают подвесной подшипник и крестовину. Соли разрушают резиновые манжеты, влага вымывает смазку и ускоряет коррозионные процессы, скачки температуры вызывают тепловое расширение металла, что также оказывает негативное влияние.
- Работа карданной передачи в условиях повышенных статических и динамических нагрузок. Частые рывки, длительная езда с перегрузом заставляют работать элементы кардана на пиковых нагрузках. В этих условиях даже небольшие дефекты довольно быстро перерастают в критические. Например, обеднение смазки в крестовине в совокупности с воздействием больших крутящих моментов приведет к быстрому разрушению подшипников.
- Естественное разрушение. Как и любой механизм, карданная передача подвержена износу, который является предсказуемым событием. Поэтому элементы кардана следует менять согласно техническому регламенту.
Основные неисправности карданного вала можно свести к следующим:
- разрушение подшипников крестовины;
- появление вибрации из-за деформации или отделения балансировочных грузов;
- выработка подвесного подшипника;
- разрушение резинового заполнителя подвесного подшипника или муфты;
- люфты во фланцевых соединениях.
Рассмотрим замену двух узлов, наиболее подверженных поломкам.
Замена подвесного подшипника
Перед выполнением ремонтных работ карданный вал необходимо демонтировать. Данный процесс состоит из следующих этапов:
- отсоединяется подвесной подшипник от рамы автомобиля;
- делаются пометки на фланцах для последующей сборки с тем же относительным расположением деталей;
- откручиваются болты крепления к фланцу ведущего моста и муфте коробки передач;
- карданный вал демонтируется.
Подвесной подшипник устанавливается, как правило, в зоне шлицевого соединения. Для его демонтажа части карданного вала разъединяются по шлицам. Подшипник снимается. Иногда для этой процедуры требуется применение гидравлического пресса, так как случается, что внутренняя обойма подшипника прикипает к своему посадочному месту.
В процессе замены подвесного подшипника также оценивается состояние шлицевого соединения. Если выработка имеет допустимые значения, производится смазка шлицев.
Расскажем, как меняется крестовина карданного вала Скания
Работа по замене крестовины также производится после демонтажа карданного вала.
Для проведения замены выполняются следующие операции:
- Удаляются фиксаторы подшипников.
- На гидравлическом прессе поочередно выдавливаются игольчатые подшипники из отверстий в вилках.
- Извлекается поврежденная крестовина.
- Новая крестовина проверяется на наличие смазки и устанавливается в обратной последовательности в вилки коленчатого вала.
- Карданный вал проверяется на балансировочном стенде.
- Производится установка кардана на автомобиль.
Клиенту выдается гарантийный талон.