Корпорация Freightliner Trucks – крупнейший американский производитель грузовиков и седельных тягачей. В 2005 году по финансовому обороту и количеству выпускаемой продукции фирма Freightliner Trucks была признана крупнейшей на территории всего североамериканского континента.
Корпорация была основана в 1942 году. В разгар Второй мировой войны компания перестроила производство под выпуск продукции для военной техники. Это позволило в эти непростые времена не только остаться на плаву, но и преуспеть. В короткое время оборотные средства корпорации Freightliner Trucks многократно возросли, что позволило расширять производство и наращивать объемы выпускаемой продукции.
Сегодня одно из основных направлений деятельности Freightliner Trucks – выпуск седельных тягачей. Многообразие выпускаемых модификаций техники подразумевает также большое количество различных вариантов исполнения всех узлов и агрегатов. В материале статьи будет рассмотрена одна из распространенных конструкций карданной передачи, которая устанавливается на несколько популярных моделей тягачей этой фирмы.
Как устроен кардан Фредлайнер: крестовина кардана и прочие детали
Передача крутящего момента от коробки передач на средний мост осуществляется посредством двухсекционного кардана. Средний мост связан с задним мостом коротким односекционным карданом. Рассмотрим более детально каждую из частей карданной передачи.
Фланец коробки передач соединяется с фланцем кардана через крестовину. В задней части первой секции вала установлен подвесной подшипник, который крепится к лонжерону двумя болтами. Вторая секция кардана соединяется с первой при помощи шлицевого соединения. Задняя вилка первой секции вала соединяется со второй секцией также через крестовину. Она входит в тело первой секции и имеет возможность перемещаться вдоль оси вращения на шлицах. Соединение с центральным мостом осуществляется через крестовину.
Карданный вал, который соединяет задний и центральный мосты, устроен проще. Он представляет собой трубу, с одной стороны которой жестко закреплена вилка. С другой стороны вилка перемещается на шлицах. Соединение с мостами осуществлено через крестовины.
Заменить подвесной подшипник Фредлайнер
Подвесной подшипник на грузовиках Freightliner создан по классической схеме. Шариковый радиальный подшипник закрытого типа внутренней обоймой посажен на вал первой секции. Наружная обойма помещена в резиновую демпфирующую втулку. Втулка обжата в металлический корпус, который имеет два отверстия для крепления к раме грузовика.
Подшипник в нормальных условиях эксплуатации испытывает относительно небольшие нагрузки. Масса вала и скорость его вращения не имеют запредельных значений. Однако условия окружающей среды, в которых приходится работать подшипнику, не самые благоприятные. Нахождение в непосредственной близости к дорожному покрытию и отсутствие защиты подразумевает постоянное воздействие пыли, влаги, солей и температурных перепадов. Рассмотрим основные причины, по которым подвесной подшипник выходит из строя.
- Нарушение герметичности защитной манжеты. Приводит к проникновению в рабочую полость влаги, пыли и других инородных элементов. Также происходит вымывание смазки и ее деградация.
- Обедненная или потерявшая свои свойства смазка. Отчасти может быть следствием первой причины. Также износ из-за недостаточности смазки появляется при несвоевременной закачке нового смазочного материала.
- Нарушение балансировки карданного вала. Вибрация довольно быстро разбивает демпфирующую прослойку и пагубно влияет на подшипник.
Подвесной подшипник может иметь следующие поломки.
- Критическая выработка в шариках и обоймах, которая выражается в люфте. Эта неисправность приводит к появлению посторонних металлических звуков и вибрации.
- Заклинивание. Довольно редкая неисправность. Когда подшипник заклинивает, происходит одно из двух: либо внутренняя обойма срывается и вращается на валу, разбивая и выедая посадочное место, либо подшипник отрывается от прослойки. Также иногда деформируется металлическая рамка. Симптомы могут быть разными: вибрация, металлические посторонние звуки или запах горелой резины.
- Разрушение резиновой прослойки. Обычно выражается в появлении вибрации.
- Деформация металлического каркаса или обрыв крепления. Если это произошло, то велика вероятность разрыва кинематической связи мостов с коробкой передач, что приведет к аварийной остановке.
Для замены подвесного подшипника выполняется демонтаж кардана. Откручиваются болты крепления к мосту и коробке передач.
Отпускается крепление подвесного подшипника и снимается кардан.
Процесс замены подвесного подшипника включает следующие действия:
- делаются пометки взаимного расположения составных частей карданного вала;
- разъединяется шлицевое соединение;
- демонтируется старый подвесной подшипник и устанавливается новый;
- производится сборка и установка в обратном порядке.
Если есть подозрения в нарушении центровки карданного вала, то дополнительно выполняется проверка на балансировочном стенде.
Замена крестовины на Фредлайнер
Крестовина карданного вала на грузовиках Freightliner имеет некоторые особенности. Рассмотрим ее конструкцию.
Центральная часть выполнена из стальной отливки. В середине основания расположено отверстие для установки штуцера, через который осуществляется смазка. Маслоподводящие каналы проходят через оси пальцев крестовины. Две противоположные чашки игольчатых подшипников запрессовываются в посадочные отверстия и фиксируются стопорными кольцами. Две другие чашки имеют отливы, в которых просверлены два отверстия. Через эти отверстия при помощи болтов осуществляется закрепление крестовины с другой стороны карданной передачи.
Для замены крестовины производится демонтаж карданного вала. Процесс описан в предыдущем пункте. Две чашки крестовины высвобождаются уже в процессе демонтажа (за исключением центральной крестовины первого карданного вала). Далее выполняются следующие операции:
- снимаются стопорные шайбы;
- поочередно на гидравлическом прессе выдавливаются чашки подшипников, которые запрессованы в проушинах вилки;
- вынимается старая крестовина;
- очищаются посадочные отверстия;
- запрессовывается новая крестовина, устанавливается масленка и стопорные кольца;
- производится установка карданного вала на автомобиль;
- выполняется смазка через пресс-масленку.
По окончании работ делается контрольная поездка для проверки корректности работы отремонтированного карданного вала.