Карданный вал служит для передачи момента вращения от коробки передач к заднему или переднему мосту автомобиля. Происходит это после запуска двигателя и включения первой передачи. Вращение передаётся конечному адресату – редуктору моста посредством карданного вала или нескольких таких, в зависимости от конструкции.
Внешне вал имеет цилиндрическую форму с полостью внутри. Материал изготовления – металл или иные сплавы для снижения общей массы конструкции. На концах имеются так называемые проушины, в которые впрессовывается крестовина. Аналогичная конструкция расположена на противоположном конце. Исключения составляют автомобили, карданы которых оснащены шлицами. Тип конструкции строго определяется производителем.
О том, как проводится ремонт карданов на разных типах конструкций, рассмотрим ниже.
Что такое муфта подвесного подшипника и её роль в трансмиссии
Муфта представляет собой сборную деталь, устанавливающуюся на соединении карданных валов в транспортных средствах с удлинённой базой. Состоит из:
- сепаратора;
- внутреннего и внешнего кольца;
- вала;
- тела качения;
- корпусной части.
Автомобилем с удлинённой базой может быть любое транспортное средство, длина которого превышает стандартные габариты. Например, лимузин, микроавтобус средней или длинной конструкции, грузовик с удлинённой платформой.
Главное назначение муфты – удержание конструкции и равномерное распределение нагрузки по всей плоскости карданного механизма. Фиксируется муфта к кузовной части за счёт металлического корпуса, посаженного двумя болтами на рамную часть.
Каждая конструкция имеет свои особенности. Например:
- 4×2 — один карданный вал (далее – КВ) заднего моста;
- 6×4 — по одному КВ между средним и задним мостами;
- 4×4 — коробка передач, главный КВ, раздаточная коробка, задний мост, приводы передних и задних мостов;
- 6×6 — аналогичная конструкция, только в цепи присутствует ещё один привод заднего моста;
- 8×8 — идентичная схема, плюс добавляется один привод переднего моста.
Ремонт подшипника карданного вала
К алгоритму проведения ремонта необходимо подходить исключительно исходя из конструкции самого транспортного средства. Примеры описаны выше. Если это простой тип, состоящий из одного вала, то процесс ремонта будет проходить достаточно быстро и просто. Чем больше количество КВ, тем больше усложняется процесс. Но, независимо от технических характеристик, принцип демонтажа и замены практически идентичен.
Что делать, если закусывает крестовина кардана
Причиной клина крестовины является недостаточное количество смазки или попадание внутрь грязи, песка, влаги. Вследствие чего пальцы начинают закусываться, при поворотах крестовина клинит. Визуально диагностировать поломку физически невозможно, только при полном разборе или по факту остановки автомобиля.
Однако избежать неисправности можно при условии своевременного проведения технического осмотра и соблюдения ряда иных правил обслуживания авто. Во время проведения диагностики первым сигналом о необходимости замены служит люфт при вращении руками руля влево-вправо. Закусывание крестовины не профилактируется, только полностью заменяется новой.
Замена переднего кардана
В описании выше приводились примеры разных типов конструкций автомобилей с двумя и более карданами. Принцип демонтажа и замены переднего кардана аналогичен принципу замены заднего. Фиксация концов КВ происходит за счёт ушных проёмов на каждой из сторон, в пазы которых впрессовывается крестовина. Количество карданных валов зависит от конструктивных особенностей автомобиля:
- в обязательном порядке понадобится гидравлический или электрический подъёмный механизм для обеспечения доступа мастеру;
- допускается отвинчивание крепежей крестовины в произвольном порядке, регламентом ограничений не предусмотрено;
- после снятия четырёх болтов с одной стороны мастер приступает к крепежам с противоположной;
- после этого деталь изымается из-под автомобиля для продолжения демонтажных работ на рабочей поверхности;
- деталь фиксируют в стационарных тисках, с помощью специального съёмника выпрессовывают каждый палец крестовины. Некоторые механики применяют практику использования металлических проставок вместо съёмника. Оба варианта применимы и эффективны;
- посадочное место каждого пальца очищается от ржавчины, мусора, иных частиц. Допускается лёгкое смазывание маслом для практичности посадки;
- новая крестовина запрессовывается на штатное место.
Что делать, если сломался кардан
Очевидно, что выход один – полная замена. Перед принятием такого решения нужно провести полную диагностику технического средства в СТО. На основании полученных результатов мастер принимает окончательное решение, выбирает тип устранения, рассчитывает количество запасных частей.
Важно понимать, что поломка карданного вала может быть разная. Если имеется в виду механическое повреждение металлической корпусной части с деформацией, то замена проводится в обязательном порядке. Устранить дефект не представится возможным, даже при условии проведения балансировки. В иных случаях, когда корпусная часть целая, возможно проведение частичного ремонта в виде замены крестовины.
Характерные неисправности карданного вала
- В процессе начала движения автомобиля с места слышны отчётливый звон, лязг, клацанье под днищем авто.
- На средних скоростях около 60-80 км/час ощущается биение, гул вала.
- В местах расположения крестовин видны маслянистые потёки.
- При проворачивании КВ руками ощущается люфт, свободный ход, которого не должно быть, если только не включена нейтральная передача на автомобиле.
Длительность эксплуатации карданного вала
Как показывает практика, отечественные автомобили требуют ремонта уже при пробеге в 60-80 тыс. км, в то время как зарубежные варианты в два раза дольше. Категорически не рекомендовано устанавливать детали из так называемой разборки б/у автомобилей.